КУЛЬТУРА ЯССАУИ ДО РЕПРЕССИИ – 2

В 1925 году был создан Союз воинствующих атеистов. Началось постепенное осуждение истанов, мулл и суфиев в Центральной Азии как контрреволюционеров и лидеров. КазКРАИК примет строгий указ 8 июня 1927 года. «Чтобы бороться с мусульманской религией, вы должны сначала отделить Казахстан от религиозного центра в Центральной Азии, медресе. Ни одному казаху нельзя позволять учиться в медресе в Самарканде, Бухаре. Власти строго следуют этому. Самарканд, Ахун, который связал Бутан с Ишанами, чтобы быть признанным вождем мулл и врагом социализма, будет сурово наказан. «Таким образом, Алаш отделил от центров медресе в Центральной Азии, и началось закрытие религиозных школ, мечетей и медресе в Казахстане. В то время было два типа школ для обучения детей, одна из которых была мечетно-стационарной школой. Вторая была кочевой школой. Кочевой тип был широко распространен среди казахов. Говорят, что в Жетысуском районе было 247 «мобильных» школ.

По словам историка Ш.Хаитова, большевики сожгли сотню мечетей в Туркестане до 1930 года. И маленькие святые превратились в руины. В 1913 году в Шелекском районе Алматинской области насчитывалось 94 места для сбора казахского народа и религиозного культа. В 1929 году ни один из них не остался. Официально в Шелеке в 1912 году было 26 000 мусульман, а в 1929 году – 6000 мусульман.

С 1929 года была создана система строгого контроля над учениками из сельских округов. Родители, которые отправляли своего ребенка в Медину, жестоко наказывали вместе с ребенком. Посещение Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави запрещено. Потому что в то время народы Средней Азии часто ходили в хазретский султан. Во время рейда, проведенного большевиками в 1927 году от 5000 до 8000 мусульман собрались на один религиозный праздник. Такое большое скопление мусульман было чрезвычайно опасно для большевиков, и они перебрались к мечети и медресе около Туркестана и к реликвиям султанов хана, которые были похоронены около мавзолея. В то время потомки Яссави держали их владельцев. Их почитали как потомков Яссави. Они были пастухами. Большевики задержали учителей и увезли большинство из них в Сибирь, убрав их упоминание из мавзолея. В 1935 году Тайказан в мавзолее Яссави был доставлен в Эрмитаж. Из рода кожи – Кыдырбай, Курманбайулы. Один из них выступил против правительства, что он не откажется от Тайказана своего предка. Он даже угрожает убить человека, который подошел к Тайказану. Сотрудники НКВД осудили его по ст. 58 контрреволюционер и отправили в Сибирь на 15 лет.

Суфийские школы были еще одной опасной силой для большевиков. До 1929 года 2469 выходцев из них были заключены в тюрьму и загнаны в остроги. В течение 1931-32 годов 19812 последователей были задержаны и содержались в секретной мечети-медресе внутри страны. Уже в 1940 году в Карлаг поэтапно отбыло 355 ишанов. Их семьи подверглась суровым налогам и штрафам. Их дети и внуки подвергались преследованиям. Всех звали «Враги народа». Они не могли ни учиться, ни работать. Одним из примеров является то, что в 1938 году учителя Ахметова уволили из школы в Тургайском районе. Причина: «Его отец – мулла. Враг коммунизма. «Однако Ахметову было все равно, потому что в 5 лет он осиротел, даже не помня своего отца.

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ «ЯССАВИ ФЕНОМЕН»

(Продолжение следует)

Оставьте комментарий