Мөр (печать) – это персидское слово. В Турции ее называли “тамгой”. Печать использовалась для подтверждения письма, послания, юридического документа или какого-либо разрешения. Трудно сказать, когда именно появилась печать. Археологи все еще находят печати, сделанные из кости, керамики, бронзы и железа и их оттиски на золоте, серебре, олове и бумаге. На керамических табличках встречаются оттиски из древнего Шумера, Египта и Византии. История как наука состоит из более чем тридцати направлении. Одним из них является направление изучения истории оттисков, такие как сфрагистика (греч. Σφραγις – печать) или сигиллография (лат. Sigillum – печать). Изначально эти направления были фундаментальной частью науки, чтобы определить, являются ли исторические документы подлинными или поддельными. Со временем они были отделены от базовой части истории древней и средневековой цивилизации и стали отдельным историческими дисциплинами из-за многочисленных открытий железных и керамических печатей. Таким образом, эти направления стали независимой научной областью, такой как геральдика (изучение эмблем), эфиграфика или эпиграфика (исследование древней письменности), эпитафия (письмо на могильных камнях или апокрифах), эмблематика (изучение символов), ономастика (изучение названий земли и воды).

Печать отмечена во многих исторических событиях. Так египетский фараон подарил трон Иосифу, поставив отметку своей печати ему на руку. Ходят легенды о кольце-печати Соломона, которая носила философскую фразу “Все пройдет”. А когда Соломон скинул однажды печать в гневе, то обнаружил на внутренней стороне кольца надпись “И это тоже пройдет”. Между тем, это кольцо-печать носила символ монаршей власти. И по той же легенде, после того, как Соломон потерял кольцо, ему больше никто не подчинялся.

На территории Казахстана, скифо-сакские племена, которые проживали в Железном веке также использовали печати. Золотой человек, найденный в Иссыкских курганах, носил на правой руке кольцо-печать. Археологи во главе с академиком У. Шалекеновым обнаружили в Таразской области несколько колец-печатей, которые использовались халкинскими племенами (Халха-монголы). Есть копия печати Ходжа Ахмеда Яссави. Она была изготовлена из дерева, диаметром в 11,5 см. Эта копия использовалась как амулет для путешественников. В центре печати надпись “Султан Ходжа Ахмед Ясави”, а вокруг листьев – “Шейх Ахмет Раванде, Шейх Ахмет Джами, Шейх Ахмет Маржан, Шейх Ахмет Кабир, Шейх Ахмет Аркам, Шейх Ахмет Саххак, Шейх Ахмет Харб, … (не читается полностью), Шейх Ахмет Марсал ”. Это единственный сохранившийся таким образом оттиск одной из древних печатей, носящих имя Благословенного Султана.

Печать является символом власти и рода. У турок есть поговорка: «У кого есть печать, тот Соломон». В стихотворении 11-го века, стихотворении Иосифа Баласагуна «Кутти Билик», упоминается, что каждый назначенный получил печать, флаг, знак отличия и винтовку, когда назначали губернаторами Айтолмыша и Удулмыша. 45-томное издание «Исламской энциклопедии» (Türkiye Diyanet Vakfı «Islam» ansiklopedisi), изданное в Турции, было тщательно изучено на предмет печатей в нем. Исламская традиция гласит, что ношение кольца начинается с пророка Мухаммеда, а затем четыре халифа носят печати-кольца. Затем следуют упоминания по использованию печатей в духовенстве, их используют ишана и сикхи в мусульманских странах (Ислам Ансиклопедиси, – Стамбул: Diyanet Vakfı Yayınları, 2006. 31.cilt, 530-531). Печати менялись в зависимости от функции и уровня власти их владельцев. Например, существуют виды печатей губернаторов, официальных печатей, личные печати и печати для официальных разрешений. “Печать духовенства – это личная печать, – говорит Мухит Тулеген, доктор философии, специалист по религиоведению, хорошо говорящий по-арабски и по-турецки.

Лицевая часть печати носила надпись:

Мұхаммед (С.Ғ.С) (Пророк Всевышнего) – Мухаммед Алайһисалам

На грани кольца – Ни’мәл қадир Аллаһ (Всевышний Аллах – самый могущественный)

Также на лицевой части печати-кольца Хазарета Умар встречается надпись – Кәфа бил мәут уаизан (Смерть лучший проповедник). Такая надпись показывает напоминание о смерти для владельца по 20 раз на день. 

На лицевой части печати Османского Хазарета надпись – Лә нәсбираннә (Очевидно мы спокойны)

На печати Элидинского Хазарета надпись – Әл мулку лиллаһ (Собственность принадлежит Аллаху)

На печати имама  Агзама Абу Ханифы надпись – Қул-ил хайр уә илла фәскут (Говори хорошо или не говори)

Печати, проставленные казахскими ханами Аз Тауке, Абылкаир ханом, Абылай ханом, Кенесары ханом, Бокей ханом, Жангир ханом, Арынгазы ханом, Сырымом, Исатаем и Махамбетом, многочисленны в архивных документах. Царская печать была в форме капли, называемой «птичий клюв», в основном сделанной из серебра и носилась на большом пальце правой руки. Печати богатых людей и наградные печати были выполнены в форме круга или щита. Печать содержала название, фамилию, отчество и статус владельца. Для печатей использовалась черная, синяя и красная тушь Ханы и султаны заканчивали письмо как «прикладываю свою печать, чтобы засвидетельствовать то, что я написал». Крымбек Алшынбеков, опытный ювелир из Алматы, реконструировал факсимиле, напечатанные на архивных записях вышеупомянутыми историческими личностями.

Религиозные представители, жившие в казахской степи, также скрепляли свои письма печатью, например Арыстан-Баб и Ходжа Ахмеда Яссауи. По окончании переписки, различных сообщений в религиозный центр, печать была воссоздана. Член-корреспондент Национальной академии наук Республики Казахстан, профессор Мамбет Койгельдиев писал: “Ишан – высокообразованный учитель, который узнал правду в суфийском наброске ислама”. В Центральной Азии титул “ишан” преимущественно получали духовенству рода. Кроме того, люди из всех казахских этнических групп, которые получили образование и посвятили свою жизнь религии, также получили звание «Ишан». Имеются записи с оттисками печатей  Досжан Ишана, Марал Ишана, Алтай Ишана, Едиге Ишана, Амангали Ахуна, которые жили в разных регионах Казахстана в 19 веке.

Досжан Кашак-улы (1815-1890) получил начальное религиозное образование у своего отца, Кашака Муллы. Затем он учился около десяти лет и окончил Оренбургское медресе. Он далее учится в Бухаре и Хиве, чтобы улучшить свое образование. В шестнадцать лет он отправился в паломничество в первый раз, а в семнадцать благополучно вернулся. В возрасте семнадцати лет он получил титул Ишана. За отличное чтение учителя подарили ему золотую печать, похожую на ожерелье на шее. Досжан Ишан на протяжении всей жизни продолжал совершенствовать свое образование. Он посетил Бухару, Хиву, Самарканд, Туркестан. Трижды совершил паломничество и посетил Турцию и арабские страны, беседовал с учеными. Сам он преподавал более 50 лет и воспитал более 2000 учеников. После получения степени, ему вручили серебряное штампованное кольцо. Печать гласит: «Верующий только Аллаху Досмухаммад ибн Молла Кашак 1248» (хиджры). Эта печать сейчас в частных руках. Похоже, что покупатель намерен продать. Данная информация была опубликована на сайте Казинформа 10 июня 2017 года. «Мы не можем получить печать Досжана. Одним жителем была предоставлена копия печати –  деревянная, печать на отца – Кашака Ишана. Оригинал же никому не предоставлялся. Копия была оценена в 1 миллион тенге. “Это дорого”, – сказал Нурбол Куанбаев, сотрудник Темирского районного музея. Это деревянная печать отца или серебряная печать ишана, которая находится в его собственных руках? Откуда взялась эта печать? Вы купили это? Или потомки большевиков, которые грабили мечети и дома? Аллах знает правду, мы передали ее на совесть каждого.

Аскар Хабибуллин собрал несколько сохранившихся оттисков на бумаге этой печати и заказал изготовление ювелиру Арсену Хазаряну. Ювелир сделал точное серебряное факсимиле печати. Наследие Ишана пополнилось еще некоторыми экспонатами. Теперь есть Коран, печать и кувшин. 

Краеведческий музей – достойное место ценных экспонатов. Духовный мир исторической личности в тысячи раз выше, чем алчность отдельной личности.

Айшуак Дарменулы, историк

Потеря кольца Соломона

Во время правления Соломона раз в день вся его свита возносила ему похвалу. В очередной раз когда король услышал похвалу, он подумал, есть ли какая-нибудь сила, превосходящая меня?

Однажды, когда Соломон мыл руки на реке, он уронил кольцо. Он вызвал рыбу и сказал:

Эй, рыба, дай мне мое кольцо. Рыба плавает и находит кольцо. В этот момент Великий Аллах сказал рыбе:

 «Не давай кольцо», – приказывает он. Рыба подчиняется команде и глотает кольцо. Соломон ждет и ждет. И не дождавшись, возвращается к дворцу. У ворот охранники не открывают дверь. Соломон кричит:

 – Это я, Соломон, король мира. Откройте двери! 

Охранник не открывает. Начальником охраны был джин по имени Акик. Он подошел к Соломону и сказал:

“О, Соломон, ты подчинил нас своему кольцу, а не себе. У тебя нет силы без кольца “. Соломон остается за стеной. Он голоден и хочет пить. У него с собой ничего нет, он нищий. К кому бы не  пришел домой, никто не дает ему кусок хлеба. 

Соломон начал сожалеть о том, что в мире есть привилегии и разделение людей.

Когда-то давно Соломон сжег одну ведьму и рассеял ее пепел. Из пепла появились комары. И вот Соломон шел по дороге и на него напал целый рой комаров. Соломон в ужасе спрятался под деревом. И он бы погиб от их укусов, если бы не ласточка, которая взвилась с дерева и прогнала комаров. 

Пошел дождь, и Соломон наконец-то смог утолить жажду. Подул ветер и охладил его тело. А после дождя над полем появилась радуга. 

Дед-пастух наблюдал за всем этим и сказал себе – “Очень непростой и интересный человек. Надо его взять с собой”. И позвал Соломона к себе домой.

Однажды дед-пастух начал ловить рыбу. И поймал такую большую, какую не ловил никогда. А почистить эту рыбу попросил Соломона. И когда Соломон вскрыл ее брюхо, то обнаружил там свое кольцо. Он одел его себе на палец и вскинул руки верх восхваляя Аллаха. 

Так Аллах испытал Соломона. И с тех пор звучали слова по миру “С кольцом ты Соломон,  без кольца ты пустота”

Из книги ” Әлдиден эпосқа дейін

Печать Абулхаир хана
Написано Абул иль Хаир бахадур хан Хаджи-султан
Печать Аблай хана
Написано: ” Абулай-хан бен Бахадур Вали-султан “
Печать Джангир хана
Написано ” Джахангир-хан ибн Букай-хан “
Печать Арынгаз хана
Написано ” …Саййид Арын-Гази ибн’Абд-ал-‘Азиз-хан “
Печать Кенесары Касымова
Написано ” Кене-сары бен Касим “
Печать Сырым батыра
Написано ” 1783 Дат/Д.Т. Сырым ұлы Дат “
Печать Исатай батыра
Написано ” Тайман агатай Исатай “
Печать Махамбета Отемисулы
Написано ” Мухаммед ибн Өтеміс “
Оттиск печати Досжан ишана
Написано ” Әл мүтауккил алаллаһ Достмухаммед бин Молла Қашақ,
яғни «Аллаға тәуекел еткен Досмұқамед Молда Қашақ баласы “
Восстановленная копия печати Досжан Ишана

Если у вас есть фото, которые мы можем добавить в статью, пришлите нам из пожалуйста