Досжан Кашакулы начал свою религиозно-просветительскую деятельность в 17 лет. Трижды совершил паломничество в Мекку. Боролся за сохранение веры, учил степной народ жить по-новому, участвовал в создании родословной – шежіре – казахов. Построил мечеть в местности под названием Кайнар, комплекс с мечетью «Ишан ата» в долине реки Уил, где бесплатно учил грамоте детей бедных степняков. Главная тема номера посвящена Досжану ишану, на месте захоронения которого сегодня ведутся восстановительные работы.

С Богом в сердце
В ХІХ веке большое влияние на умы степных жителей оказали религиозные деятели, которые боролись с безграмотностью народа, просвещали. Это было особенно важно, потому что в это время колониальная власть предпринимала активные попытки христианизации казахов. Одним из них был и знаменитый Досжан ишан из рода табын, поднявший распространение ислама в Западном Казахстане на новый уровень.
Родился он в 1815 году возле гор Донызтау нынешней Актюбинской области. Кашак, отец Досжана, был муллой, окончил медресе «Хусаиния» в Оренбурге, три года преподавал там, а затем вернулся в родные места, где обучал детей. До 14-15 лет Досжан познавал грамоту у своего отца и в шестнадцатилетнем возрасте впервые совершил паломничество в Мекку. По дороге он остановился в Турции, где брал уроки у религиозных ученых. В 1832 году Досжан уже знал наизусть Коран, вернулся домой в 17 лет, имея религиозный статус хазрета. За глубокие знания педагоги подарили ему золотую печать. Впоследствии Досжан хазрет совершенствовал свои знания в городах Хива, Ургенч, Бухара. Познакомившись со святым пиром (в суфизме руководитель тариката (братства), святой) Оданом, получил его благословение, разрешительное письмо (иршад) на обучение детей и звание ишан (духовный наставник).
Известен Досжан ишан и тем, что будучи в Мекке вместе с отцом Абая Кунанбаева построил гостевой дом для паломников-казахов.

– История строительства дома в Мекке Досжаном ишаном сохранилась в народной памяти, – рассказывает известный краевед и историк Айшуак Дарменулы, автор книги «Досжан Хазірет». – Например, его потомок, проживающий в Кегейлинском районе Каракалпакстана, аксакал Иманбаев, утверждает, что Досжан ишан при совершении первого хаджа испытал на чужой земле немало трудностей. Поэтому он поделился мыслью о строительстве гостевого дома с отцом Абая, Кунанбаем, с которым совершал хадж в 1874 году, и они сообща построили дом «Қазақ тәкиесі». Именно в эту поездку казахские хаджи поручили записать Досжану ишану сведения о родословной казахов, послав его в Багдад.

15 января 1927 года в особо секретном документе дан список 753 человек, лишенных права голоса на выборах. Среди них 374 человека – хазреты, ишаны, ахуны, муллы с высшим образованием. В том числе из Актюбинского уезда 101 человек, из Темирского уезда – 81, из Шалкара – 53, Иргиза – 12, Карабутака – 15 человек.

Неотделимые от народа
Царская Россия решила ввести в казахские степи так называемое временное положение, которое ограничивало права казахов в вопросах хозяйствования, религии, налогов, образования. Как результат, в 1868-1869 годах вспыхнуло восстание, в котором приняли участие казахи Уральской и Тургайской областей, а позже мангистауские адайцы. Не остались в стороне и религиозные деятели, многие из которых не мыслили себя вне народа. Народная борьба была жестоко подавлена, а ишаны подверглись притеснениям и преследованиям со стороны властей. Досжана ишана и других религиозных деятелей степи переселили в Уральскую область, которая уже была подчинена колониальным властям. Это облегчало контроль над ними.
Еще одним ярким проявлением духовного подвига Досжана ишана является его борьба за создание отдельного муфтията. Возглавив группу казахской интеллигенции, он стал инициатором письма «Ходатайства Уральскихъ, Тургайскихъ и Оренбургскихъ киргизовъ о назначенія для нихъ особого муфтія и духовного собранія».
Военный губернатор Тургайской области в ответ на это обращение написал буквально следующее: «…ходатайство направлено против Временного Положенія 1868 г., имеющего целью изъять киргизскій народ из рук мусульманскаго духовенства и открыть ему почву для сближенія и объединенія с русскимъ народомъ, почему ходатайство не заслуживает удовлетворенія».
Несмотря на это, Досжан Кашак­улы продолжил вести пропаганду в народе, разъясняя необходимость создания для казахов отдельного муфтията. Его дело продолжилось и после смерти.
Досжан ишан был настоящим просветителем степи. В путешествиях внимательно исследовал быт и нравы других народов, науку и культуру. Поняв, что кочевоей образ жизни уходит в прошлое, стал объяснять степным собратьям пользу образования, показывал выгодные стороны оседлой жизни и земледелия. Объяснял молодым людям тонкости занятия торговлей, чтобы не попадать в кабалу к приезжим торговцам.
Досжан ишан скончался в 1890 году в возрасте 75 лет и был похоронен в местечке Шийлису, рядом с возведенной им самим мечетью «Ишан ата». Он обучил более двух тысяч учеников, дав им путевку в жизнь. Из их среды вышло немало ишанов, хазретов, ахунов. Они сеяли семена образования в нынешних Актюбинской, Атырауской, Мангыстауской, Западно-Казахстанской областях, Туркменистане и Каракалпакстане. Гонения со стороны большевиков принесли немало бед потомкам ишана. Трое из шестерых его детей были замучены в застенках НКВД и репрессированы. Старший сын Хабибулла в 1936 г. был арестован как враг народа и 12 января 1937 года убит в тюрьме Темира. Средний сын Абдолла ишан был арестован, а его имущество конфисковано, он умер в 1931 году. Третий сын Аккубаш был арестован и расстрелян в местечке Туйетобе. Младшие сыновья Аби, Мути до конца жизни преследовались советской властью. В годы сталинских репрессий внук хазрета Зайыт ишан был сослан в Сибирь на 10 лет.
Нельзя не отметить знаковую преемственность поколений, которой всегда отличался степной народ. Единственная дочь Досжана ишана, Уммагульсым, вышла замуж за лучшего ученика своего отца. Его звали Жумагали, он был сыном известного в степи ишана Оразалы и внуком бия Еришана. Их сын Жиенгали ахун стал достойным продолжателем дела своего отца и дедов по обеим линиям. Надо отметить, что зять ишана Досжана Жумагали получил прекрасное образование, в совершенстве владел несколькими языками, одним из которых был французский. В составе казахской делегации побывав в Петербурге, он выступил с трибуны Государственной Думы на французском языке, повергнув в шок российскую аристократию безупречным знанием языка.
С благословения своего тестя Жумагали, получивший духовный сан ишана, построил мечеть и медресе в местечке Донызтау, вел просветительскую деятельность. Он скончался в 1906 году, похоронен там же, у построенной им мечети.
Потомок Досжана ишана, его праправнук Аскар Хабибуллин является одним из главных вдохновителей и спонсоров восстановления памяти своего прапрадеда и духовного предводителя казахов. Прямой потомок ишана бережно хранит передаваемые из поколения в поколение именную печать ишана, священную книгу мусульман Коран Карим, которой пользовался и знаменитый прапрадед. Аскар Хабибуллин создал интернет-сайт izbasar.kz, рассказывающий о священных, сакральных местах степи, в числе которых и религиозный комплекс «Ишан ата».

Знаете ли вы, что…

На территории нынешней Актюбинской области в XIX-XX вв. проживало около 100 хазретов, ишанов, ахунов. В 20-х годах ХХ века было зарегистрировано 204 мечети, 88 православных церквей, 109 ритуальных домов (источник: Актюбинский областной архив).

Вспоминают ученики и современники
Известный в степи поэт Абубакир Кердери говорил о Досжан хазрете: «Речь его мудрая, душа широкая, сам среднего роста, глубокомыслящий, с мягким характером, посвятил жизнь прославлению Аллаха, сделал много для своего народа, врагам не желал плохого, делал людям только добро».
Остались в народной памяти и свидетельства учеников хазрета.
– В каждую пятницу после утренней молитвы он (Досжан ишан) брал с собой 5-6 учеников постарше, обходил с ними могилы и читал суры Корана. А еще в пятницу по его велению в казане варили еду, которую раздавали людям. Он был очень бережлив. Однажды ученик рассыпал пшено, а собирать пришлось всем ученикам. При этом учитель приговаривал, что в загробной жизни каждое зернышко превратится в барана и будет бодать нас. Всегда почитайте еду, – вспоминал один из его учеников.
Известно, что ишан был немногословным, но говорил конкретно и ясно, заканчивал начатую мысль лаконично. Был спокойным и мудрым человеком крепкого телосложения, смуглым, нос с горбинкой, имел седую бороду и усы. Каждый год отправлялся с караваном в город Хиву, возвращался через 2-3 месяца и привозил навьюченные на верблюдов учебные принадлежности и книги, а ученикам привозил урюк, изюм и другие подарки. Он не обращал внимания на богатство и своих учеников оценивал только по уму. У неимущих не брал плату за учебу. Осенью для нужд медресе закалывали 50-60 овец, 5-6 лошадей, 2 верблюдов. Топливо заготавливали всем миром. При переезде на другое кочевье вещи, которые не вмещались в повозку, оставляли возле мечети, и все было в сохранности до их приезда.

Государственный список памятников истории и культуры местного значения Актюбинской области

Главное дело жизни
В 2015 году в поселке Шубаркудык Темирского района торжественно отмечался 200-летний юбилей Досжана Кашакулы. О том, насколько хорошо знакомо это имя казахскому народу, говорит тот факт, что на торжества сочли своим долгом прибыть делегации не только из трех соседних областей, но и из Астаны, Алматинского и Южно-Казахстанского регионов. В этноауле близ поселка Шубаркудык в более чем 20 юртах был дан ас гостям и прочитана молитва в честь Досжана ишана. Здесь же состоялись соревнования по аламан байге на 25 километров и турниры по другим национальным видам спорта. Празднование юбилея в селе Шубаркудык не случайно. Именно здесь, в несколько километров юго-западнее районного центра, когда-то располагался религиозно-просветительский комплекс Дос­жана Кашакулы ишана.
Сюда, в приток реки Уил, местечко Шийлису, Досжан ишан переехал в 1868 году и, получив разрешение у губернатора Оренбурга, начал строительство мусульманского учебно-воспитательного комплекса. Возведение дома Аллаха было поручено известному строителю, кузнецу Бирману. Ранее Досжан ишан на собственные деньги построил мечеть в местечке Кайнар ныне Байганинского района. Это был крупный религиозный центр, в том регионе действовало более десятка мечетей. Название местности очень символично. В переводе с казахского слово «кайнар» означает источник, ключ, и, образно говоря, эти места надолго стали настоящим светочем, источником знаний и просвещения для степняков.
В строительстве новой мечети у притока реки Уил были использованы кирпичи из чия с добавлением кобыльего молока и костей скота. Длина объекта составляла 28 метров, ширина – 11, высота – 5 метров, в нем было шесть комнат. На резном куполе была изображена луна. Рядом сооружен минарет для азана, действовали медресе на 150 мест и гостиница. Здесь в свое время было возведено не менее 40 строений. В медресе учились тысячи детей, из которых выросло множество ахунов и ишанов.
Учениками Досжана хазрета были ставшие широко известными в степи проповедниками и просветителями Жумагали ахун, Султан ахун, Отали хажы, Кайыпкали ишан, Куттыкожа азиз (Каракум ишан), Ыдырыс Максум, Айымбет ишан, Кожабай ишан, Бухарбай ишан, Жиенгали ахун, Мустафа ишан, Абдигали ишан, Камал ахун, Илияс ахун, Турганбай ишан, сын и внук Досжана – Абдолла (Мактым) ишан и Зайыт ишан, Нуролла ахун, Беркин халфе, Сагитжан халфе, Бекес хажы, Ысмайыл ишан, Жубанияз ахун, Салмен ишан, Ансатбай ахун, Нурлепес аулие и другие.
Комплекс имел 10 гектаров земли, и Досжан вместе с учениками сеял зерновые, сажал сады и огороды, а осенью продавал плоды своих трудов. Таким образом, мечеть и медресе были самоокупаемые.

Сохранить память
Мечеть «Ишан ата» является историческим памятником XIX века.
Рядом с нею погребен и сам религиозный деятель. Кроме этого, на территории комплекса располагались медресе с общежитием, гостевой домик, дома обслуживающего персонала, многие другие постройки хозяйственного значения. Здесь провел значительную работу археологический отряд Института археологии имени
А.Х. Маргулана, который исследовал разрушающуюся мечеть XIX века и место погребения известного религиозного деятеля. В экспедиции участвовали сотрудники Актюбинского центра исследования, реставрации и охраны историко-культурного наследия.
Несмотря на разрушеня, вызванные временем, на территории комплекса все еще остались следы таких сооружений, как общежитие (худжра), склад, столовая, колодец. Когда-то строений насчитывалось не менее сорока. Сама мечеть, построенная из необожженных кирпичей, имела прямоугольную форму, вытянутую с запада на восток. При ее постройке использовалось два вида кирпича: утолщенные, их укладывали в основание мечети на нижнем уровне строения, и тонкие – на среднем и верхнем уровнях. Стены внутренних сооружений смазывались глиной, далее покрывались раствором из глины и песка и сверху белились мелом. Известно, что верхушка мечети была сводчатой, в ней было шесть комнат с окнами в человеческий рост.
– Во время археологических работ мы вынесли из вырытых траншей у мечети огромное количество стеклянных бутылок, что удивило местных жителей, которых наняли для раскопок, – вспоминал позже руководитель экспедиции, представитель Института археологии имени А.Х. Маргулана по Западному Казахстану Арман Бисембаев. – Похоже, советские власти приспособили одно из пристроенных к мечети зданий под вино-водочный магазин. Есть также сведения, что в 50-х годах прошлого века здесь даже была конюшня.
С южной стороны мечети исследователи-археологи нашли небольшой арочный свод слухового окна, которое выполняло вентиляционную функцию в нижней части. Это значит, что мечеть строили настоящие мастера. Специфика постройки мечети Досжан хазрета, как считают археологи, относится к среднеазиатской традиции.
Поднятые во время раскопок в большом количестве обломки железных предметов – остатки кованой ограды, обломки механизмов, медная трубочка астрагал-асык с отверстиями для заливки свинцом – детская игрушка-бита для игры в асыки, монета царского периода переданы в Темирский районный музей.
Археологами в результате сканирования георадаром подземных слоев под мечетью были выявлены небольшой тоннель и подземное помещение, қылует («қылует» с арабского «хулуатун», означает «оставаться одному»), молельня ишана.

Комплекс восстанавливается
Сегодня в комплексе ведутся работы по сохранению захоронения Досжана хазрета, благоустраивается территория, возводятся сооружения для гостей.
Вместе с директором общественного благотворительного фонда «Алаш парызы» Сериком Абильжановым и историком-исследователем Айшуаком Дарменулы корреспонденты телеканала «Aqtóbe», газет «Актюбинский вестник» и «Ақтөбе» побывали на территории комплекса в Темирском районе.
– Работы ведутся за счет пожертвований наших граждан, но основным спонсором является праправнук Досжана хазрета, известный бизнесмен Аскар Хабибуллин, – сообщил Серик Абильжанов. – Благодаря этому скоро здесь будут воссозданы многие утраченные со временем постройки.
Территория комплекса будет полностью восстановлена. На площади в пять гектаров построят гостевое здание, по всему периметру площади уже посажены деревья, вся территория будет уложена брусчаткой, возведут молельные домики отдельно для мужчин и женщин, столовую, на одном из участков территории, у входа в комплекс, будет установлена стена с барельефами с изображением жизненного пути Досжана ишана. Акимат Темирского района обустроил и облагородил бьющий у комплекса родник, воды которого когда-то орошали поля и огороды, принадлежавщие комплексу.
Над могилами Досжана хазрета, его двух детей и двух внуков сейчас возводится кирпичный мазар. Во время его строительства рабочие нашли колодец, выложенный изнутри природным камнем, и восстановили его. В ходе очистки со дна колодца были извлечены железные предметы быта того времени, охотничьего и рыболовного снаряжения (железный куман, капкан, изящный женский браслет, трезубец для охоты за рыбой, масляный светильник).
– Работы по строительству гостевого дома и мавзолея мы планируем завершить уже через два-три месяца, – сообщил Ардак Нуралин, инженер-строитель ТОО «Гимарат+1». – Сейчас на объекте трудится более 30 рабочих, но при необходимости мы увеличим их количество до 50-100.
– Наш народ крепко хранит в памяти историю степи тысячелетней давности, – заключил историк и исследователь Айшуак Дарменулы. – Сейчас мы имеем уникальную возможность материализовать часть нашей истории, по крупицам восстановив все детали. Будущие поколения должны знать настоящую историю прошлого. Тогда они будут смело ориентировать себя на будущее, зная, какими самоотверженными, любящими свою родину людьми были наши деды и прадеды.
Санат РАШ, Темирский район

Фото Аслана МУСЕНОВА

Оставьте комментарий