ҚҰДАЙДЫҢ БЕРЕРІ ТАУСЫЛМАСЫН

Мырзабай ахунның Бұхараның медресесінде оқып жүрген баласы мезгілсіз дүние салыпты. Баланың қазасын естірту үшін Қайқы батыр, Алданазар би және Қалжан ахун үшеуі жолға шығады. Жолай үшеуі «Қазаны қайсымыз естірткеніміз жөн» деп кеңеседі. Алдымен Қалжан ахунға қолқа салып: — Сіздің ахун деген атыңыз бар. Әйгілі Көкілташта оқыдыңыз. Дін жоралғысын айтып, қазаны сіз естірткеніңіз жөн шығар, — дейді. Қалжан ахун: […]

THE FORMATION OF THE KAZAKH MUFTI. DOSJAN HAZRET

Hazret Doszhan Ishan (Dosmuhammed) Kashakovich (1815-1890) was a religious enlightener, thinker and public figure, embodying the interests of society and the country of his time. In the 19th century, Kazakhs promoted pilgrimages to the cities of Mecca and Medina. Collected data related to the Kazakh genealogy. According to historical data, Doszhan Ishan was born in […]

A PERSON WHO HAS KNOWLEDGE IS RICH

Gaddi Zeynabildin Tagi-oglu (1823-1924), the legendary Azerbaijani millionaire, oilman, economist, an outstanding philanthropist, builder who left a bright mark in the history of culture and education of Azerbaijan. There are two or three different versions of the year of birth, but researchers cite 1823 based on documents. His father, Tagi, was a simple farmer, a […]

JASAUI CULTURE BEFORE REPRESSIONS (continued)

Now we will tell a legend from an old book, the memories of which are stored only in the hearts of grandparents. Their grandchildren, as before, did not receive education from the village mullah. Only by listening to verses did they learn the value of Islam. According to the historian Nazir Nurtazin, “Islam remained only […]

YASSAUI CULTURE BEFORE REPRESSION – 3

The second dangerous thing for the Bolsheviks was Nauryz. Because even on that day, people were spiritually united. Therefore, in 1926 it was forbidden to celebrate Nauryz. Since 1930, the celebration of Kurban Ait and Oraza Ait has been banned. They were also dangerous for the Bolsheviks. People gathered and sang religious and historical songs. […]

YASSAUI CULTURE BEFORE REPRESSION – 2

In 1925, the Union of Militant Atheists was created. A gradual condemnation of Central Asian istans, mullahs, and Sufis as counter-revolutionaries and leaders began. Kazkraik will adopt a strict decree on June 8, 1927. “To fight the Muslim religion, you must first separate Kazakhstan from the religious center in Central Asia, the madrasah. No Kazakh […]

YASSAUI CULTURE BEFORE REPRESSION – 1

In the late 19th and early 20th centuries, professors of Islam in the Kazakh steppe, Alma Kraubaevna, was called the “source of the Kazakh renaissance.” Because only in 1912 in Almaty there were 288 mosques, 175 imams, 14 mullahs, 84 madrasah frames and 27 jadeite madrasahs. The madrasah mosque, destroyed during the Dzungarian invasion, was […]

Язык

Имандылық, Отбасы, Тарих

ҚҰДАЙДЫҢ БЕРЕРІ ТАУСЫЛМАСЫН 

Мырзабай ахунның Бұхараның медресесінде оқып жүрген баласы мезгілсіз дүние салыпты. Баланың қазасын естірту үшін Қайқы батыр, Алданазар би және Қалжан ахун үшеуі жолға шығады. Жолай үшеуі «Қазаны қайсымыз естірткеніміз жөн» деп кеңеседі. Алдымен Қалжан ахунға қолқа салып: — Сіздің ахун деген атыңыз бар. Әйгілі Көкілташта оқыдыңыз. Дін жоралғысын…

Досжан Ишан, Тарих, Тарихи тұлғалар

Печать возвращена наследнику 

Мы уже писали о ишане Досжан Кашакулы несколько раз. Из имущества, которое осталось в настоящее время от Досжан Ишана  – это Коран и печать. Потомки ишана Священную Книгу спрятали в ящике с мукой. После распада Советского Союза Коран занял почетное место в доме. Отсканированная версия…

Тарих

О Султане Ахуне 

О Султане Ахуне Когда я отправился домой на зимние каникулы, показал старшим, учителям и муллам список, составленный в энциклопедии. Ответ принадлежал Даулетбаю Мендыбаевичу, 85 лет. «Теперь Байганининский называют Табынским районом», – ответил он. Мы оставались там, пока не переехали в Хорезм в 1929 году. Если…

Тарих

ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКОГО МУФТИ. ДОСЖАН ХАЗАРЕТ 

Хазарет Досжан Ишан (Досмухаммед) Кашакович (1815-1890) был религиозным просветителем, мыслителем и общественным деятелем, воплощавшим интересы общества и страны своего времени. В 19 веке казахи осуществляли паломничество в города Мекку и Медину. Собраны данные, относящиеся к казахской генеалогии. Согласно историческим данным, Досжан Ишан родился в 1815…

Тарих

Зейналабдин Тагиев. Цитаты 

Зейнабильдин Гаджи Тагиев (1823-1924), известный меценат и миллионер. Историческая фигура, известная своей щедростью и человечностью во всем мусульманском мире. Ниже приводятся его цитаты, которые сохранились с времени его жизни. *** Вы держите Коран двумя руками, чтобы не уронить. Также твердо двумя руками держитесь за свое…

Тарих

Человек, который знает, богат 

Гадди Зейнабилдин Таги-оглы (1823-1924), легендарный азербайджанский миллионер, нефтяник, экономист, выдающийся меценат, строитель, оставивший яркий след в истории культуры и образования Азербайджана. Существует две или три разные версии года рождения, но ученые ссылаются на документы 1823 года. Его отец, Таги, был простым фермером, сапожником, а его…

Тарих

КУЛЬТУРА ДЖАСАУИ ДО РЕПРЕССИЙ (продолжение) 

Теперь расскажем легенду из старой книги, умоминания о которой хранятся только в сердцах бабушек и дедушек. Их внуки, как и прежде, не получали образования у деревенского муллы. Только слушая стихи, они усвоил ценность ислама. По словам историка Назира Нуртазина, «ислам остался только в устах деревенских…

Тарих

ЯССАУИ КУЛЬТУРА ДО РЕПРЕССИИ 

Второй опасной вещью для большевиков был Наурыз. Потому что в тот день люди были духовно объединены. Поэтому в 1926 году было запрещено праздновать Наурыз. С 1930 года празднование Курбан айт и Ораза айт было запрещено. Они были также опасны для большевиков. Люди собирались и пели…

Тарих

КУЛЬТУРА ЯССАУИ ДО РЕПРЕССИИ – 2 

В 1925 году был создан Союз воинствующих атеистов. Началось постепенное осуждение истанов, мулл и суфиев в Центральной Азии как контрреволюционеров и лидеров. КазКРАИК примет строгий указ 8 июня 1927 года. «Чтобы бороться с мусульманской религией, вы должны сначала отделить Казахстан от религиозного центра в Центральной…

Тарих

КУЛЬТУРА ЯССАУИ ДО РЕПРЕССИИ 

В конце 19 и начале 20 веков профессора ислама в казахской степи Алма Краубаевна называли «источником казахского ренессанса». Потому что только в 1912 году в Алматы было 288 мечетей, 175 имамов, 14 мулл, 84 медресе. кадры и 27 жадеитовых медресе. Мечеть медресе, разрушенная во время…

Рухани Жангыру
Управление культуры, архивов и документации Актюбинской области  
Izbasar.kz © Askar Khabibullin
izbasar

БЕСПЛАТНО
ПОСМОТРЕТЬ