Каримберген Саркулулы (886-1974)

Каримберген Саркулулы (886-1974)

Частью казахской степи является Кобдинский район с развитой религией и разными представителями народа. Одним из них является Каримберген Саркулулы, который жил в 1886-1974 гг. Почти не осталось фактов о хазырете Каримберген Саркулулы, который был удостоен чести за свои заслуги или религиозную грамотность. Поскольку в годы массовых репрессий вся информация о казахской интеллигенции, выступавшей против российской политики заселения или колонизации, была удалена или даже запрещена, большая часть информации была потеряна. Позже, только после рассвета независимости, мы смогли найти то немногое.

Хазырет – это религиозная должность, присвоенная исламом, и это высокий ранг. Ахун – религиозный ученый, бывший ученый религиозных традиций, который обучал религиозных ученых в знаменитых медресе. Обладая таким высоким статусом, Жумагул Жетагул получил образование в Бухаре и был признан известным религиозным деятелем. Каримберген Саркулулы был пророком, прислушивался к его советам, работал штатным сотрудником и продолжал преподавать Жумагул Ахун.

– Мой прадед Каримберген Саркулулы из Табынактина, сармантакского отделения. Его дедушка Бассибек родился и жил в селе Утешсай Кобдинского района, был соратником Жоламана Карабатырулы. святого человеа, был ученым и целителем. Мой дедушка получил образование в Бухаре. Он также владел мечетями и преподавал мусульманам следующего поколения религиозные лекции. Есть только одна мечеть, где дедушка Каримберген читает лекции и работает для студентов в Утешайсе, – говорит Серик Абельгазулы, племянник, который собирает факты о жизни в тот период.

Сагат Каримбергенулы, единственный сын Каримбергена Саркулулы, не вернулся со Второй мировой войны. Дети их дочери, Катимы, теперь занимаются поиском фактов и историй о своих дедах. Дело в том, что любая информация о предке, которая был потерян во время колонизации, вероятно, поможет восстановить потерянную историю для следующего поколения.

– Мой старший брат Бахытжан был усыновлен его прадедушкой, когда он был моложе. Мы выросли в глазах нашего дедушки с детства. Он был спокойным, серьезным, религиозно чистым и достойным человеком. Семья была создана от имени нашего деда: всех звали «дедушка муллы». Все взрослые пытаются «прикоснуться к могиле». Бабушка дедушки была очень капризным человеком, и он хорошо одевался. Носил легкую мантию, был обвязан шелковым поясом и носил круглый головной убор. Он любил ходить на охоту. У него был белый сокол. И охотничья собака, которая каждый день выходила из дома, выслеживала зайца и приносила его живым домой. Мой дедушка зарезал кролика, съел и съел все это, и половина его головы побелела », – говорит Серик Абылгазюлы.

Легендарные сказки, распространившиеся по всей стране, подтверждают необычайное остроумие и целительную природу Каримбергена Саркулулы. Хотя он получил почетное положение священства в исламе, жители деревни часто называли его «мулла ата» или «мулла старейшина». Поскольку он был обычным человеком, он хотел служить стране, а не рекламировать свою религиозную принадлежность.

– Однажды, случился пожар, когда дети завалили мусорный баке зимней травой. Взрослые, которые заметили пожар, сжигающий их дом, кричали: «Что делать?» Мой дядя, выходя из дома, начал молиться. Когда дует ветер, пламя начинает угасать. Дом, сарай пережили пожар и зиму. Люди также знали о целительных навыках нашего прадеда. На перекрестке заболел бык колхоза, который питал всю деревню, и не мог встать. Дедушка подул на него и бык выздоровел. Такие истории можно часто услашать в стране “, – сказал С. Абылгазюлы.

Турган Утеулевна, увидевшая своими глазами особые свойства Каримбергена Саркулулы, расщепляющего и плещущего черную воду, говорит:

– Когда вернулся мой папа, ко мне пришел во сне пришел дедушка Каримберген. Он пришел ко мне и сказал: «Он скончался, и я слышу, как его дочь говорит за меня». По дороге в деревню шел сильный дождь долгое время. Дед Каримберген вернул воду, которая покрывала мост, предупредив его в то время: «Старейшины, не бойтесь». Когда я был молодым, я видел, как мой дед плеснул в черную воду и открыл мост. Я помню, что был действительно впечатлен характером дедушки тогда “, говорит он.

Канаш Ергалиева, одна из соседок с ее родителями, Каримберген Саркулулы, также с особой теплотой вспоминает о «дедушке муллы»:

– Я был ребенком тогда. Абельгази и Катима покинули город. Тогда мой отец сказал радуге: «Я передам желтую говядину Катиме, не открывай рот и не будь преступником», – Каримберген передал мне своих детей, когда он уехал в Сибирь; Так мы стали соседями с Катимой и играли с ее детьми. Позже они переехали в другой аул, дети выросли и ушли из дома. Я имею в виду, что мы будем чтить как бога, нашего деда Карембергена, и если мы заболеем, наша мать будет молиться Аллаху и призывать во имя нашего деда, говоря: «Да поможет дедушка муллы». Сегодня мы все еще достаточно стары, и мы не оставим бога в наших устах и ​​в наших умах могилы нашего муллы », – говорит бабушка Канаш. По словам Канаша Ергалиева, Каримберген Саркулулы был добрым и добрым человеком. Потомки помнят его помощь деревне, где они голые и ждали их.

– В нашей деревне было много неэтнических групп. Немцы, приехавшие на целину в 1950-х годах, уважали наших предков. Мой дедушка не делил их, он относился ко всем одинаково. Когда они увидели нашего деда, жители остановили машину, вышли и поприветствовали его. Мы слышали, как немцы в деревне говорили: «В то время мы бы умерли от голода, если бы не Каремберг». Это рассказали нам дети тех немцев, которые жили в одной деревне с моим дедом, они умерли. Их потомки переехали в Германию. Когда я связался с ними, они позвонили нам, сказав: «Дед Каримберген редко что-то говорил, не звонил своим детям и они благодарили его», , вспоминает Серик Абельгазюлы.

В те годы массовых репрессий интеллектуалы с широким кругозором в стране подвергались преследованию, их назывались «врагами народа». Среди них были религиозные деятели, которые приносились в жертву стране. Раннее открытие Каримбергеном религиозной грамотности также произошло от первой группы людей, страдающих от религиозных репрессий за свои религиозные взгляды. 21 декабря 1937 года он был схачен НКВД под видом «врага народа», конфисковали его имущество и отправили не 10 лет в тюремный лагерь.

– Он был в Актюбинской тюрьме до вынесения приговора. Он говорит, что дверь железной решетки, в которой он сидел, не была заперта. Дверь открывалась наружу. Опасаясь такой тайны, охранники позволили дедушке Каримбергену молиться в течение пяти часов. После приговора его отправили на хребет. В сибирских лесах каратели занимаются лесозаготовками. Он заметил святость этого человека и сказал: «Болота заболочены». Куда ты идешь в густом лесу? Говорили, что его отправили на волю. Заключенным было дано указание рубить сосны в густом лесу, на который им давали пищу, в количестве, соответствующем каждому дню службы. Мой дедушка сочувствовал окружающим его людям. Он заметил и позаботился о хрупком на вид земляке, который голодал. Он ставил его не на рубку основного бревна, а ставил убирать ветоки. А сам он с невероятной скоростью сбивал эти высокие бревна. Позже, вернувшись домой, он проживал в деревне Победа Кобдинского района, где рассказывал о качествах двоюродной бабушки окружающим его людям, – сказал племянник Серик Абылгазюлы.

Каримберген Саркулулы провел 10 лет в тюрьме и, вернувшись назад, был полностью реабилитирован и избавился от черной метки «враг народа».

– Я знал своего дедушку Каримбергена с детства. Мы назвали дедушку Каримберген “дедушкой муллы”, и мы все еще помним его. Его чтили как уважаемого, грамотного и убежденного человека. Он был великим человеком, очень образованным. Он был мягким характером, добросердечным, разговорчивым человеком. После того, как его оклеветали и он отсидел в тюрьме десять лет, он не выглядел как-то иначе, работал и работал, пользовался большим авторитетом», – заявил московский Шукиранов.

Каримберген Саркулулы получил образование в Бухаре среди религиозных грамотных людей того времени. Позже в Туркестане он сдал экзамен на молодых мулл, где он в долгое время был членом комиссии.

– У моего дедушки религиозная грамотность была высокой. Он часто посещал туркестанские мечети и читал лекции. Имамы со всего Казахстана приезжают в святое место, чтобы продемонстрировать свои знания о муллах “, – сказал С. Абылгазюлы.

Каримберген Саркулулы скончался в 1974 году в возрасте 88 лет. Похоронен в селе Утешсай Кобдинского района. Во главе его дочь Катима.

Несмотря на десятилетнюю суету религиозных верований, в будущем можно многому научиться одному из самых верных представителей исламской религии, Каримбену, который не отклонился от пути Аллаха и не оставлял Аллаха в своих устах, пока последний вздох не был исчерпан.