Коркыт Ата — казахский поэт-песенник и композитор IX века, выходец из степей вдоль реки Сыр-Дарья. Создатель кобыза, акын, сказитель, покровитель поэтов и музыкантов. Предания о Коркыте встречаются у тюркских народов кипчакской (казахи, каракалпаки).

Легенда о Коркыте

Согласно легенде, мать Коркыта носила его в утробе три года. Один раз в год он сжимается. До рождения Коркыта было темно на небе всего мира три дня и три ночи. Ожесточенный шторм заставил нацию почувствовать страх. В связи с этим имя ребенка – «Коркыт», что означает «страх». К.Кониратбаев, выражает что «Коркыт» – «человек, который является спасителем, то есть человеком, который приносит спасение», С. Каскабасов считает, что «жизнь истекает, и смерть приходит». Э. Турсунов, основанный на фольклоре тюркских народов, объясняет слова «дада, деде» как «пропагандистская жырау». Жирмунский считает Коркыта волшебным орудием – хозяином кобыза, шаманом, покровителем. Памятник Коркыт-Ата – исторический памятник – «Книга Коркыт-Ата» («Китаби-и-Корквад»). Там Коркыт Ата изображён как жырау, мудрый человек, гений, вождь, шаман, жизнерадостный человек. В начале книги цитируются притча Коркыта Ата. Он говорит: «В жизни есть смерть, нет изменений, нет бессмертия, нет железа, никто не умирает, он меняет и забывает, только вечные и бессмертные вещи являются результатом хорошей работы, проделанной в жизни человека». Легенды Коркыт-Аты отражены во взглядах тюркских народов о жизни и смерти. Согласно легенде, Коркыт Ата засыпал и слышит сообщение: «Если вы не будете вспоминать про смерть, вы будете жить вечно». Через некоторое время он не смог добраться до одной тропинки и сказал: «Даже если я умру, я приду!» Он сожалеет об этом и говорит: «Вы думаете о смерти и теперь умрёте». В легенде Коркыт Ата изображен как боец, пожизненный истребитель, ищущий место, где его люди живут счастливо. Коркыт Ата, прославлявший людей своими псалмами и словами, потерявшими сознание в конце своей жизни, пересекает четыре уголка мира в поисках вечной жизни. Но куда бы он ни пошел, он встречает людей, которые копают могилу. задавая вопрос «чья это могила?», Он всегда слышал ответ «это могила Коркыта». Вот как «Куда вы не пойдете или не посмотрите везде могила Коркыта!» Наконец, когда вы найдете землю, вы слышите, что вы живы и возвращаетесь на родину в Сырдарию. Затем, думая, что вечная жизнь – это просто искусство, он изобрел инструмент кобыз. Согласно другой легенде, когда он стелит ковёр в середине реки и начинает играть на кобызе, она не погружается в воду. Коркыт Ата говорит, что во время играния на кобызе не было смертных, были только счастливые существа. Но Коркыт Ата устал и когда он заснул, из воды вырвался маленький змей и укусил его своим ядом. В этой легенде смерть не предупреждает о своём приходе, всё это тянет на змею. Это взгляд философа на смерть, что люди не умирают с предупреждением. мы видим основу заключения. Великая философская проблема, встречающаяся в легендах Коркыт-Ата, – проблема времени и пространства.

«Легенда о Коркыте глубоко оптимистична, смысл её заключается в том, что Коркыт нашёл бессмертие в служении человечеству созданным им искусством» (Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений. — Алма-Ата, 1961, т. I).

«Легенда о Коркыте — один из стержневых компонентов казахской ментальности» (Чокан Валиханов).